Как врачи диагностируют патологию?

Камни мочевого пузыря

Одним из наиболее распространенных проявлений мочекаменной болезни является образование конкрементов внутри полости мочевого пузыря. Наличие данной патологии нередко сопровождается болевыми ощущениями, вызывает затруднения при мочеиспускании и снижает качество жизни. Чтобы избежать серьезных осложнений со стороны мочевыделительной системы, следует записаться на приём к врачу урологу при первых проявлениях болезни.

Основные сведения о заболевании.

Камни, образующиеся в мочевом пузыре, являются одним из возможных вариантов проявления мочекаменной болезни. При этом в полости мочевого пузыря образуются солевые или кальцифицированные конкременты. Патологические состояния, вызванные данным заболеванием, преимущественно возникают в детском возрасте до 6 лет и у мужчин старше 50 лет. При этом конкременты отличаются по формам, размерам и химическому составу.

Причины возникновения болезни.

Одним из наиболее частых пусковых факторов возникновения конкрементов в мочевом пузыре является обструкция нижних отделов мочевыделительной системы. При этом происходит закупорка мочевыводящих путей и нарушается естественный отток мочи. Среди этиологических факторов, приводящих к обструкции, можно выделить следующие:

• Уплотнение стенки мочевого пузыря.
  • Доброкачественная опухоль предстательной железы или рак простаты, приводящий к закупорке мочевыводящих путей.
  • Хронические воспалительные и инфекционные процессы, затрагивающие мочевыделительную систему.
  • Воздействие лучевой терапии на стенку мочевого пузыря.
  • Нарушения в иннервации мочевого пузыря способствуют изменению процессов мочеиспускания и застою мочи.

Симптомы и основные клинические проявления.

В ряде случаев даже большие конкременты не вызывают четкой клинической картины заболевания. Обычно пациенты предъявляют жалобы на болевые ощущения в области живота, над лобком или в промежности. У мужчин боль может переходить в половой член. Наиболее ярким проявлением мочекаменной болезни при образовании конкрементов в мочевом пузыре служит прерывание струи мочи при мочеиспускании. Раздражение стенки мочевого пузыря сопровождается неприятными болевыми ощущениями при движении.

Современные методы диагностики.

Для своевременной диагностики врачи используют различные мероприятия, направленные на обнаружение изменений в организме:

• Для изучения характера химического состава конкрементов используется биохимический и общий анализ мочи.
  • С целью установления локализации камня проводят ультразвуковое исследование, рентген и КТ.
  • Более информативным является проведение эндоскопического исследования полости мочевого пузыря.

Принципы лечения пациентов.

При обнаружении конкрементов в мочевом пузыре пациентам может назначаться консервативное или оперативное лечение в зависимости от размеров, локализации и химического состава камней. При мелких конкрементах путем применения специальной диеты и лекарственных препаратов, способствующих растворению камней, добиваются естественного их отхождения.

В случае наличия крупных конкрементов используют оперативное вмешательство. При этом камни в мочевом пузыре дробятся, разрезаются на более мелкие частицы и удаляются по отдельности.

1. Клинические рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи при травме почек и мочеточников/ Аль-Шукри С.Х., Боровец С.Ю., Дубинский В.Я.// Урологические ведомости. – 2014 – Т. IV, №1.

2. Ятрогенное повреждение мочеточника в онкогинекологической практике. современное состояние проблемы/ Шевчук И.М., Алексеев Б.Я., Шевчук А.С.// Онкогинекология – 2017 - №4.