🗿 Камни мочевого пузыря

Одним из наиболее распространенных проявлений мочекаменной болезни является образование конкрементов внутри полости мочевого пузыря. Наличие данной патологии нередко сопровождается болевыми ощущениями, вызывает затруднения при мочеиспускании и снижает качество жизни. Чтобы избежать серьезных осложнений со стороны мочевыделительной системы, следует записаться на приём к врачу урологу при первых проявлениях болезни.

❗️ Основные сведения о заболевании

Камни, образующиеся в мочевом пузыре, являются одним из возможных вариантов проявления мочекаменной болезни. При этом в полости мочевого пузыря образуются солевые или кальцифицированные конкременты. Патологические состояния, вызванные данным заболеванием, преимущественно возникают в детском возрасте до 6 лет и у мужчин старше 50 лет. При этом конкременты отличаются по формам, размерам и химическому составу.

❗️ Причины возникновения болезни

Одним из наиболее частых пусковых факторов возникновения конкрементов в мочевом пузыре является обструкция нижних отделов мочевыделительной системы. При этом происходит закупорка мочевыводящих путей и нарушается естественный отток мочи. Среди этиологических факторов, приводящих к обструкции, можно выделить следующие:

• Уплотнение стенки мочевого пузыря.
  • Доброкачественная опухоль предстательной железы или рак простаты, приводящий к закупорке мочевыводящих путей.
  • Хронические воспалительные и инфекционные процессы, затрагивающие мочевыделительную систему.
  • Воздействие лучевой терапии на стенку мочевого пузыря.
  • Нарушения в иннервации мочевого пузыря способствуют изменению процессов мочеиспускания и застою мочи.

Симптомы и основные клинические проявления

В ряде случаев даже большие конкременты не вызывают четкой клинической картины заболевания. Обычно пациенты предъявляют жалобы на болевые ощущения в области живота, над лобком или в промежности. У мужчин боль может переходить в половой член. Наиболее ярким проявлением мочекаменной болезни при образовании конкрементов в мочевом пузыре служит прерывание струи мочи при мочеиспускании. Раздражение стенки мочевого пузыря сопровождается неприятными болевыми ощущениями при движении.

✅ Современные методы диагностики

Для своевременной диагностики врачи используют различные мероприятия, направленные на обнаружение изменений в организме:

• Для изучения характера химического состава конкрементов используется биохимический и общий анализ мочи.
  • С целью установления локализации камня проводят ультразвуковое исследование, рентген и КТ.
  • Более информативным является проведение эндоскопического исследования полости мочевого пузыря.

При обнаружении конкрементов в мочевом пузыре пациентам может назначаться консервативное или оперативное лечение в зависимости от размеров, локализации и химического состава камней. При мелких конкрементах путем применения специальной диеты и лекарственных препаратов, способствующих растворению камней, добиваются естественного их отхождения.

В случае наличия крупных конкрементов используют оперативное вмешательство. При этом камни в мочевом пузыре дробятся, разрезаются на более мелкие частицы и удаляются по отдельности.

1. Клинические рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи при травме почек и мочеточников/ Аль-Шукри С.Х., Боровец С.Ю., Дубинский В.Я.// Урологические ведомости. – 2014 – Т. IV, №1.
2. Ятрогенное повреждение мочеточника в онкогинекологической практике. современное состояние проблемы/ Шевчук И.М., Алексеев Б.Я., Шевчук А.С.// Онкогинекология – 2017 - №4.