🥚 Орхит

Орхит представляет собой воспалительный процесс, локализующийся в тканях яичка, который может быть вызван воздействием патогенных микроорганизмов или спровоцирован травмой тестикулярных структур. Своевременное обращение к врачу урологу, проведение необходимых диагностических мероприятий и назначение лечения позволяет устранить причину возникновения заболевания. При появлении первых признаков орхита следует записаться на приём к специалисту.

❗️ Общие сведения

С воспалительным процессом в тестикулярной ткани сталкиваются мужчины всех возрастов, однако чаще всего заболевание возникает у людей среднего возраста на пике сексуальной активности, а также у пожилых мужчин с аденомой простаты. В 85% случаев орхит сочетается с воспалением придатка яичка, примерно в 9% случаев заболевание носит двусторонний характер.

❗️ Причины возникновения заболевания

Воспаление яичка имеет несколько основных причин возникновения, среди наиболее вероятных этиологических и предрасполагающих факторов можно выделить следующие:

• Присутствие вирусной инфекции в организме (чаще всего в результате перенесенного паротита, кори или краснухи).
  • Наличие патогенной бактериальной микрофлоры, которая с током крови или лимфы разносится по организму и проникает в тестикулярную ткань.
  • Механические повреждения и повышенный травматизм тканей яичка.
  • Различные венерические заболевания, ЗППП.
  • Способствуют развитию орхита аутоиммунные хронические заболевания, сахарный диабет, СПИД.

Основные симптомы болезни, клинические проявления

Степень выраженности симптомов и клиническая картина данного заболевания может существенно отличаться в зависимости от тяжести заболевания. Среди основных симптомов выделяют следующие:

• Чувство недомогания, повышение температуры тела, слабость и повышенная утомляемость.
  • При орхите яичко увеличено, пальпация взывает болевые ощущения, кожа над пораженным яичком заметно гиперемирована.
  • При венерических заболеваниях из уретры может выделяться белый или желтоватый секрет с неприятным запахом. Может отмечаться увеличение группы паховых лимфатических узлов.

✅ Методы диагностики болезни

В настоящее время орхит достаточно легко диагностировать, с этой целью проводятся следующие исследования:

• Предварительный диагноз врач устанавливает на основании сбора анамнеза и общего осмотра пациента.
  • Для исключения наличия венерических заболеваний проводят ПЦР исследование.
  • Чтобы исключить вирусную инфекцию после перенесенного паротита, используют метод ИФА.
  • С помощью ультразвуковой диагностики оценивают состояние тканей яичка, устанавливают наличие сопутствующих патологических изменений.

Основные принципы лечения пациентов

Для комплексного лечения пациентов используют медикаментозную терапию и физиотерапевтические методы:

1. Применяют антибиотики широкого спектра действия, при получении результатов бактериологического посева корректируют антибактериальную терапию. Для снятия боли и снижения температуры применяют нестероидные противовоспалительные препараты.
  2. На начальных этапах местно воздействуют на ткани яичка холодной грелкой, по мере снижения выраженности воспалительного процесса применяют физиотерапевтические процедуры.
  3. При возникновении гнойных очагов воспаления и некроза тканей прибегают к хирургическому вмешательству.

Острые паротитные орхиты у взрослых: диагностика, клиника, лечение: Автореферат диссертации/ Соловьев А.А. – 2002.
Урология: конспект лекций/ Осипова О.В. – 2008.